К 175-летию со дня рождения П.И. Чайковского в художественной галерее открылась выставка сценографии «Театр Чайковского», представленная эскизами декораций и костюмов к театральным постановкам по произведениям великого композитора. Выставочные экспонаты - достояние музея-усадьбы П.И. Чайковского из Воткинска.
Работы некоторых известных сценографов прошлых лет и представлены на выставке «Театр Чайковского», которая знакомит с эскизами декораций и костюмов к знаменитым операм «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», балетам «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица» и сказке «Снегурочка».
В общем успехе спектакля оформление сцены играет важную роль. А занимаются украшением сцены и разработкой актёрских костюмов художники-сценографы.
При постановке спектаклей они становятся соавторами режиссёров, так как обладают профессиональными искусствоведческими знаниями, разбираются в истории костюма, в особенностях разных эпох, интерьерных и архитектурных стилях.
Чем ещё ценится профессия сценографа? Каждый спектакль когда-либо заканчивает свою жизнь, костюмы изнашиваются, а декорации, за неимением места для хранения, сдаются в утиль. Оставшиеся после спектаклей эскизы декораций и костюмов, приравниваясь к самостоятельным произведениям искусства, приобретают историческую ценность.
Работы, представленные на выставке, выполнены в разнообразных техниках и стилях. В них отображается безграничная фантазия художников и видение ими музыки Чайковского. Например, яркие, почти ярмарочные работы М. С. Щеглова к сказке «Снегурочка» поражают буйством красок, среди которых преобладает красный. Художник использует в эскизах традиции русской народной культуры.
Работы И.В. Севастьянова к опере «Евгений Онегин», напротив, светлы и воздушны. Лёгкостью и нежностью красок они увеличивают пространство сцены.
| | ||
| Работа выставки продолжится до 30 апреля (25 апреля по старому стилю – день рождения композитора). | | |
| |
А палитра Э.Г. Стенберга изысканна и сдержанна. Художник строго относится к цвету. Его эскизы и полумакеты декораций к «Пиковой даме» сродни графике, но вместе с тем монументальны. «Я всегда любил музыку и видел её в образах. Музыка ближе всего к изобразительному искусству. Есть композиторы, которые колоритны, как живописцы», - говорил Энар Стенберг, относя к таким композиторам и Чайковского.
Погрузиться в сказочную атмосферу театра посетителям выставки помогли учащиеся музыкальной школы № 2, исполнившие известные всему миру произведения Чайковского.
«Поразительно, прошло почти полтора столетия, а произведения Чайковского – наша огромная любовь и великая ценность - востребованы до сих пор! Они стали не только достоянием нашего Отечества, но и достоянием мировой культуры!» - считает директор чайковской художественной галереи Антонина Камышева.
Мнения:
Алевтина Кетова, преподаватель ИжГТУ :
- Я очень рада, что побывала на выставке театральной декорации. Во-первых, это связано с предстоящим юбилеем Чайковского, во-вторых, это, действительно, редкая выставка, в-третьих, появился новый взгляд на ещё одну форму или вид искусства.
Я думаю, что работы этой выставки действительно следует рассматривать как отдельный самостоятельный вид искусства, а не просто как творчество прикладного характера.
На какую бы работу ни посмотрел, все они совершенно разного дыхания, разного цвета, стиля. Глубина и разнообразие творчества художников подтверждает, насколько велик Петр Ильич Чайковский.
Мария Еремеева, студентка :
- На подобной выставке я впервые. Очень интересно посмотреть, как произведения Чайковского видят художники, и сравнить с тем, как их вижу я. У каждого - своё видение произведений. Это происходит на интуитивном, чувственном уровне. Мне, например, нравятся эскизы Севастьянова к опере «Евгений Онегин». Они привлекают лёгкостью, воздушностью, нежностью красок.
Автор: Елена Владимирова