Фото: chaint.ru
В мае этого года мы с мужем совершали восхождение на гору Эльбрус. К сожалению, взойти на вершину не получилось из-за ухудшения здоровья. Целый день мы провели, гуляя по окрестностям у подножья горы. Вот тогда-то и пришла мне в голову идея привезти сюда детей, чтобы они не на словах, не по фотографиям, а вживую смогли полюбоваться красотами Приэльбрусья.
На семейном совете приняли решение ехать на собственной машине. Во-первых, наличие собственного транспорта – это мобильность и возможность изменить маршрут. Во-вторых, дешевле, чем на самолёте или поезде. А поскольку у меня есть права на управление автомобилем, то вопрос отдыха водителя решается сам собой.

2200 км за 48 часов
Такое расстояние нам необходимо преодолеть только в одну сторону маршрута, который мы предварительно спланировали, выбрав места для остановок. Штурманом решено было назначить 13-летнего сына. Подростки сегодня прекрасно умеют управлять различными гаджетами, поэтому установить приложение на телефон и проложить нужный маршрут для нашего ребёнка не составило труда. В течение всего пути водителю нужна была помощь в выборе правильного направления, маршрут приходилось корректировать, искать ближайшие АЗС и хостелы для ночёвки. И наш сын отлично справился с поставленной перед ним задачей.
Такой длительный переезд для детей всегда утомителен, поэтому я заранее подготовилась, подобрав в Интернете детские игры. Скоротать время нам помогла одна из игр - «Данетка», в ней нужно раскручивать сюжет, чтобы найти ответит на вопрос.

В дорогу мы берём с собой еду и воду (но не газированную). Бананы, сухофрукты и яблочные дольки идеально подходят для длительных поездок. Сладости, конечно, дети едят с удовольствием, но после них очень сильно хочется пить, а потом соответственно и в туалет. Поэтому мы ограничили потребление в дороге сладкого. Зато взяли с собой молоко, которое положили в сумку-холодильник.

За всё время в пути мы сделали только четыре часовые остановки на отдых и полноценное питание и один раз останавливались на ночлег. Нам повезло - большую часть пути наша семилетняя дочь спала. Через 42 часа пути, в два часа ночи, мы приехали в Баксанское ущелье, посёлок Терскол (Приэльбрусье), где остановились в забронированном заранее номере в гостинице.

«Наконец-то трекинг*!»

Восклицает наша дочь утром, стоя на пороге номера в своих новеньких трекинговых полуботиночках в ожидании первой прогулки. И мы всей семьёй отправляемся к Обсерватории "Пик Терскол", расположенной на юго-восточном склоне горы Эльбрус на высоте 3150 метров.

Наш трекинг проходит с постепенным набором высоты около 1000 метров, а протяженность пути составляет 10 км в одну сторону и столько же обратно. Нелегко. Подъём, поворот… Идём медленнее, так как при быстром наборе высоты начинает пульсировать в висках и появляется головная боль. Через час пути наши дети уже ищут причины, чтобы повернуть назад, но мы в ответ приводим доводы, чтобы продолжить путь. По дороге мы несколько раз останавливаемся, чтобы отдохнуть, выпить воды, перекусить.

Доходим до водопада «Девичьи косы». Название водопада говорит само за себя - струи воды, падая с высоты 30 метров, извиваясь, бегут по камням, попадая в речку – точно косы. Вода настолько чистая, что её можно пить без тепловой обработки. Мы набираем воду и двигаемся дальше. На высоте 2900 метров устраиваем привал, полпути пройдено. Здесь уже дует холодный ветер, поэтому надеваем куртки. Отдыхаем, подкрепляемся орехами и любуемся тем видом, что открывается с этой высоты. Спуск даётся всегда легче, но, как скажет любой горный турист, восхождение заканчивается только тогда, когда ты возвращаешься в ту точку, откуда началось восхождение.

Поход до Обсерватории и обратно занял у нас шесть часов. Безусловно, для наших детей это стало настоящим испытанием, поэтому вечером было решено отдохнуть в номере и пораньше лечь спать, чтобы набраться сил для следующего дня.

«Давайте играть в снежки!»

На следующий день мы отправились на гору Чегет. Высота горы составляет 3650 м. Гора Чегет известна всем любителям горнолыжного спорта и горного туризма. Горнолыжники считают местные трассы одними из наиболее сложных в мире. Всего здесь насчитывается пятнадцать горнолыжных трасс с перепадом высот от 2100 м до 3050 м. Все они доступны для спусков с глубокой осени до конца весны. Трассы оборудованы как для тренировочной езды, так и для горнолыжных соревнований.
На вершину горы можно подняться двумя способами - пешком либо по кресельной канатной дороге. По просьбе детей, учитывая наш вчерашний поход, приняли решение подняться и спуститься, сидя в кресле и разглядывая окрестности.

По дороге ввысь мы увидели дорогу, по которой вчера ходили к Обсерватории. Даже издалека протяженность её нам показалась весьма впечатляющей. На сколе горы Чегет на высоте 2750 м расположена обзорная площадка и знаменитое кафе «Ай», в котором бывал во время съёмок фильма «Завтрак с видом на Эльбрус» Юрий Визбор. Поднимаясь выше, увидели заросли рододендрона - он занесён в Красную книгу. А на высоте 3050 метров нас ждал снег. «Давайте играть в снежки!» - кричали дети. Впервые в жизни в конце июня играли в снежки. С Чегета нам открылся удивительный вид. Очень отчётливо должно было быть видно седло Эльбруса, если бы оно не спряталось в облака. Заранее приготовленные бутерброды были съедены, и мы спустились вниз.

Два следующих дня наша семья много ходила пешком по окрестностям посёлка Терскол вдоль реки Баксан только для того, чтобы акклиматизироваться и без вреда для здоровья подняться на Эльбрус, на высоту около 4000 метров. А ночью мы смотрели на звёзды. В горах их очень хорошо видно и они ярче. Больше всего это впечатлило дочку.

«Я♥Эльбрус»

Вот и настал тот день, ради которого мы приехали. С поляны Азау берёт начало маятниковая канатная дорога, построенная ещё в советские времена. Вооружившись фотоаппаратом, мы сели в большой красный вагончик, очень похожий на пузатый трамвай годов так 50-х прошлого века. На высоте 2750 метров мы вышли, чтобы сфотографироваться. Вид отсюда просто шикарный. Нам опять повезло с погодой.

Вторая очередь канатной дороги – и мы поднимаемся на высоту 3450 м. Здесь лежит снег и температура -4°С. Мы надеваем куртки и обильно намазываем открытые участки кожи защитным кремом с фактором +50, потому что снег, который лежит в горах, как зеркало отражает ультрафиолет. Увидев стойку «Я♥Эльбрус», мы не смогли пройти мимо и, конечно же, сделали забавные фото, а также с этой высоты сделали панорамную съёмку. Красотища!

Третья очередь – французская канатная дорога. Уютные кабинки с мягкими сидениями рассчитаны на 4-6 человек и выглядят гораздо привлекательнее советских, но и стоимость проезда в них в 2 раза дороже.

На высоте 3850 нам предложили катание на снегоходах или подъём на ратракте** до скал Пастухова (высота 4600-4800 м). Опьянённые красотами гор туристы с радостью соглашались. Но не мы! Выше подниматься без подготовки может быть опасно для здоровья, может не выдержать сердечно-сосудистая система. Поэтому мы останавливаемся на этой высоте и звоним родителям, чтобы похвастаться нашими успехами. На этой высоте сын сказал, что обязательно вернётся сюда, чтобы взойти на вершину!

Тем временем в пансионате «Вольфрам» нас уже ждёт обед, поэтому мы спускаемся вниз. После вкусного обеда и поднятия на высоту почти 4000 метров организм сам попросил сон-час. А после сна мы отправляемся на уже ставшую традиционной прогулку вдоль реки Баксан. Настоящий семейный вечер: мы много разговариваем, делимся впечатлениями от подъёма на Эльбрус, соревнуемся в том, кто дальше кинет камень и сможет перекинуть его через Баксан (ширина около 7 метров), кто знает больше песен. Такие минуты очень ценны для нашей семьи.

Возвращаемся домой на два дня раньше, решив посетить по пути ещё другие интересные нам места: альпинистско-охотничий музей имени Владимира Высоцкого в посёлке Тегенекли, где собрана и представлена в фоторгафиях, плакатах, исторических справках вся история о восхождении на Эльбрус, начиная с 1829 и до наших дней; термальный источник Гедуко; парк «Цветник» и гору Машук в Пятигорске, Казанский аквапарк.

Для нас путешествие с детьми - это возможность не только увидеть новые места, узнать что-то новое, получить интересные впечатления, сделать красивые фотографии, но и время, чтобы побыть вместе. Такие путешествия ещё больше объединяют нашу семью.

Автор Елена Гусева

Фото автора

Информация:

10 составляющих удачного восхождения на горы :

Правильно подобрать одежду: все части тела должны быть закрыты, она должна быть удобной и не стеснять движения. Ещё лучше, если одежда будет с УФ-защитой. Также с собой необходимо взять ветрозащитные куртки.

1)        Головной убор должен быть обязательно. Шея тоже должна быть защищена, например, косынкой или бафом.

2)        Трекинговая обувь или обувь, которая фиксирует голеностоп. Дорога неровная, каменистая. Местами лежит снег. Нам же не нужны травмы!

3)        Трекинговые палки очень облегчают движение, поскольку снимают до 30% нагрузки.

4)        Солнцезащитные очки 3 категории и выше тоже обязательны.

5)        Открытые участки тела (кисти рук, шея и лицо) необходимо густо намазать защитным кремом степенью +50, иначе потом придётся спасаться пантенолом.

6)        Гигиеническая помада спасёт губы от ожога.

7)        Питьевая вода без газа. Воды нужно взять столько, чтобы хватило дойти до источника, где можно было бы пополнить запас воды.

8)        Перекус. Можно взять бананы, орехи и бутерброды.

9)        Пенопленовые «точки». Они крепятся к пояснице резинкой, что позволяет в любой момент присесть.

Для справки.

*Трекинг –  (туризм) (англ.  trekking)  — пешеходный туризм, путешествие пешком (ист. Википедия).

**Ратра́к — специальное транспортное средство на гусеничном ходу, используемое для подготовки горнолыжных склонов и лыжных трасс. Также ратраки могут использоваться для транспортировки грузов, перевозки людей и при спасательных работах в соответствующей местности (ист. Википедия).

По теме
Его приговорили к 5 годам 6 месяцам колонии общего режима Источник: kp.ru Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО Вступил в силу обвинительный приговор Пермского районного суда Пермского края организатору преступной группы,
  В июне 2023 года житель Екатеринбурга посредством сети «Интернет» заказал у неустановленного лица рецептурный бланк на лекарственный препарат «Прегабалин», включенный в перечень лекарственных средств для медицинского применения,
На городском кладбище г.Березники и Южном кладбище г.Перми прошли траурные мероприятия, посвященные 21-й годовщине гибели в Чеченской Республике бойцов ОМОНа Управления Росгвардии по Пермскому краю.
        26.03.2024 года Гайнский районный суд рассмотрел представление уголовно-исполнительной инспекции о замене обязательных работ более строгим видом наказания – лишением свободы жителю Гайнского округа,
Добрянским районным судом Пермского края рассмотрено уголовное дело в отношении двух жителей Добрянского городского округа, совершивших хищение чужого имущества.
Следствием отдела МВД России по Соликамскому городскому округу окончено предварительное расследование уголовного дела в отношении 51-летнего жителя Иркутской области.
Оперативная обстановка на территории Пермского края за сутки (28 марта 2024 года) - Министерство территориальной безопасности За истекшие сутки зарегистрированы следующие оперативные события: 1. По данным Главного управления МЧС России по Пермскому краю зарегистрировано 9 техногенных пожаров, на которых, к сожалению, травмирован 1 человек.
Министерство территориальной безопасности
«Кардиомаяк» собрал специалистов всего Верхнекамья - Министерство здравоохранения В рамках регулярной выездной работы, проводимой внештатными специалистами Министерства здравоохранения Пермского края, в Березниках проведен контроль качества оказания медицинской помощи пациентам с болезнями системы кровообращения.
Министерство здравоохранения
Одна из улиц Мотовилихинского района будет носить имя Владимира Перепелицына - Министерство здравоохранения Общественный совет по топонимике г. Перми поддержал инициативу Городской клинической больницы №4 присвоить улице в одном из новых микрорайонов Мотовилихи имя хирурга Владимира Перепелицына (1946-2005).
Выставка эскизов «Рерих и театр» - Библиотека им. А.М. Горького С 1 апреля Отдел литературы по искусству Горьковки приглашает читателей посетить выставку репродукций эскизов Н. К. Рериха «Рерих и театр»,
Библиотека им. А.М. Горького
Художник, идущий своим Путём - NePerm.Ru Давид Габаташвили Это сочинение (внизу на фото) опубликовано в одной из газет, которая бережно хранится в музее школы  №2 им.