— Галина Николаевна, насколько это вообще распространенное явление — «Фестиваль оркестров»?
— Мы этим вопросом интересовались специально и выяснили, что такие фестивали проводятся в 27 регионах России. Но у каждого из них своя специфика, свое направление. Так получилось, что наш фестиваль не перекликается ни с каким другим. У нас совершенно особенная программа, свои цели и задачи.
— Теперь, когда событие состоялось, Вы можете оценить, что в этой программе было самым значимым?
— Мне кажется, каждый концерт получился интересным. Конечно, выступление Государственного камерного оркестра России стало в этой программе центровым событием. Это коллектив с известным именем. Музыканты, которые в нем играют, настоящие профессионалы. Как выразились специалисты нашего города, их звучание как будто оцифровано, настолько безупречно они исполнили всю концертную программу. И слышать музыку такого уровня нашим зрителям просто необходимо. Только так может быть сформирована культура их восприятия. С познавательной точки зрения этот фестиваль тоже был интересным. Многие зрители нашего города впервые получили возможность вживую услышать музыку средневековья, которую исполнил для нас ансамбль солистов Московской филармонии «Мадригал».
— Как участники фестиваля реагировали на приглашение приехать к нам в город?
— Все реагировали очень по-разному. Вот руководитель Пермского губернского военного оркестра сразу сказал, что приедет к нам с удовольствием просто потому, что ему очень любопытно, как будет организовано это событие, ведь Пермь сосредоточена в основном на современном искусстве, а это мероприятие ближе к классике, тому, что формирует базу для восприятия культурных ценностей в целом. Сложнее было с теми коллективами, которые приехали к нам из Москвы. У них слишком плотный рабочий график, постоянные гастроли, выступления, репетиции. Но благодаря содействию художественного руководителя Московской филармонии Александра Чайковского, нам удалось договориться с ними. Причем эти оркестры стоят очень дорого, и мы сами просто не в состоянии были бы оплатить им гонорар. Но Москов-
ская филармония все расходы взяла на себя, мы оплачивали только проезд и проживание.
— На некоторых концертах было много детей, как на это реагировали музыканты?
— Они отнеслись к этому с большим пониманием. Владимир Огнев, например, заметил во время неформального общения, что ребенка имеет смысл воспитывать только до семи лет, так что в этом смысле дети наверняка взяли для себя очень много на этих концертах. Даже если сейчас они этого не осознают, все равно в подсознании были заложены определенные ценности.
— Какие впечатления от фестиваля и города остались у самих участников?
— Им понравилось. Причем и то, как их принимали зрители, и то, как был организован фестиваль. Многие из приехавших к нам музыкантов впервые открыли для себя наш город, и он показался им очень перспективным. Все участники фестиваля подтвердили свое желание приехать к нам снова.
— Этот фестиваль станет традиционным в нашем городе или это разовый проект?
— Конечно, мы планируем проводить его ежегодно. Тем более, что и контактов с исполнителями теперь у нас достаточно много. К следующему дню рождения П. И. Чайковского этот фестиваль мы даже расширим. Предполагается, что он будет проходить в течение десяти дней, чтобы зрителям было проще найти возможность посетить как можно больше концертов. Елена Крусанова, 54 года, психолог:
— Мне понравился весь фестиваль, но больше других запомнился Государственный камерный оркестр России под руководством Алексея Уткина. Это очень слаженный оркестр, в нем чувствуется единство всех музыкантов и дирижера. Для меня это была какая-то вершина в культурной программе этих трех дней, профессионалов такого уровня в нашем городе я еще не видела. И еще мне понравилось, как этих музыкантов принимали наши зрители, они в буквальном смысле слова не хотели отпускать их со сцены, и концерт затянулся почти до одиннадцати часов. И ни один человек не встал и не ушел, все домашние дела, которые, может, и планировались кем-то на вечер, ушли на второй план на фоне этого удивительного концерта.
Елена Кувшинчикова, 49 лет, преподаватель Чайковского музыкального училища:
— Планочка этого фестиваля была задана достаточно высокая, и на мой вкус она определялась двумя коллективами. Это Государственный камерный оркестр России и ансамбль «Мадригал». Совершенно удивительной мне показалась флейтистка камерного оркестра. Их дуэт с Алексеем Уткиным звучал просто бисерно, я бы даже сказала, на уровне чего-то гениального. Кроме того, этот оркестр впечатлил меня своей щедростью, в ответ на горячий прием зрителей они играли снова и снова и делали это с удовольствием. Жаль, что на закрытии фестиваля они не смогли повторить всю программу своего концерта, зрителям явно не хотелось отпускать музыкантов, но иначе они бы просто опоздали на поезд. «Мадригал» же порадовал нас не только профессионализмом музыкантов, но и необычностью своей программы. Это было настоящее эстетическое переживание. Музыка, которую теперь почти невозможно услышать вживую, костюмы, передающие настроение 16 века, совершенно особенные инструменты… Все это было для меня незабываемо и осталось в ощущениях как празд-
ник.
После «Фестиваля оркестров» поиск нового бренда для Чайковского лично мне показался совершенно бессмысленным. Наш город действительно музыкальный, и его развитие в этом направлении только радует всех его жителей.
Источник: Частный Интерес
20.05.2011 22:46